Сегодня мировая нефтяная промышленность обладает уже достаточно большим количеством суперсовременных сложнейших технологий по добыче ценного сырья в труднодоступных регионах. Но, как показывает практика, наличие таких знаний, не всегда дает гарантированную выгоду от серьезных проектов.
Впечатляющие достижения науки, на которые потрачены астрономические суммы, не оправдали надежд. Зачастую крупные проекты по-прежнему не выгодны для реализации. И останутся таковыми еще неопределенное время.
Портал The Carbon Tracker Initiative опубликовал список самых рискованных крупных нефтедобывающих проектов в пяти регионах мира. Если в ближайшее время нефть не подорожает минимум на 30-40 долларов за баррель, многие проекты автоматически перейдут в разряд убыточных.
В число проблемных регионов входят:
Нефтеносные пески Канады;
Шельф Западной Африки;
Бразильские нефтеносные районы;
Арктичекие широты;
Мексиканский залив.
Разберем связанные с ними проблемы нефтедобычи подробнее.
Из 173,6 млрд баррелей разведанных запасов нефти в Канаде (третий по величине показатель в мире), 170 млрд или 98% представлены в виде тяжелого битума или нефтяных песков. Добыча нефти в этом случае мало похожа на традиционное бурение. Скорее — на открытые карьерные способы. А ведь нефтяные пески еще необходимо привести в такое состояние, чтобы было возможно транспортировать сырье по трубопроводу. Это значительно удорожает проект. Кроме того, делает его «грязным». Так, показатель безубыточности одного из самых известных проектов в этом регионе (компания ConocoPhillips Foster Creek) составляет 159 за баррель. Это при том, что на сегодня среднемировая цена равна примерно 100 долларам за баррель.
Немногим дешевле обойдутся нефтедобывающие проекты у берегов Нигерии и Кот-д’Ивуара. Помимо того, что нефть приходится добывать на глубине свыше 1,5 тыс. метров, что удорожает проекты, есть и другие проблемы. В частности — риски, связанные с процветающим в регионе пиратством. Французская Total сегодня рассматривает возможность бурения скважины у берегов Кот-д’Ивуара, но цена безубыточности такого проекта достигает 127 долларов за баррель. С этими проблемами сталкиваются также Exxon Mobil и Shell.
Что касается месторождений на шельфе Бразилии, то они, по оценкам экспертов, являются крайне сложными для разработки с технической точки зрения (углеводороды залегают под толстыми пластами солевых отложений и которые находятся на значительной глубине). Новейшие технологии в этом случае неоправданно повысят себестоимость извлекаемой нефти. Здесь показатель безубыточности составляет 120 долларов за баррель.
Спрятанные подо льдом и вечной мерзлотой арктические запасы нефти также весьма трудны для разработки. Суровый северный климат и крайне неразвитая инфраструктура добавляют свою лепту в удорожание проектов. Более 6 млрд долларов потратила Royal Dutch Shell на исследования добычи нефти в этом регионе. Но каких-либо серьезных подвижек так и не достигла. Показатель безубыточности все еще не опускается ниже 109-113 долларов за баррель.
Привлекательней выглядит нефтедобыча в теплом Мексиканском заливе. Однако новые разведанные месторождения (в частности – на Юкатане) расположены в низших третичных водоемах. А следовательно — относятся сверхглубоким, залегающим ниже отметки в 4500 метров. Так проект Shell имеет показатель безубыточности примерно 99 долларов за баррель.
Однако, несмотря на все вышеописанное, крупные нефтяные компании упорно продолжают вкладывать серьёзные инвестиции в научные исследования. Хотя ученые сегодня не готовы дать каких-либо серьезных гарантий на удешевление добычи нефти в указанных регионах.
|