Природный газ находит все более широкое признание как средство решения проблем мировой энергетики: снижения вредных выбросов, обеспечения растущей потребности в энергии, надежности пиковых режимов.
— Наш газ в Европе пользуется возрастающим спросом. Экспортный газопровод «Северный поток» востребован на все 100%. И даже более того: в отдельные дни минувшего осенне-зимнего сезона поставки по газопроводу составляли 111% его проектной мощности, — заявил председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.
Он отметил, что установлен исторический рекорд суточной поставки газа в дальнее зарубежье — 636,4 млн кубометров. В энергетическом эквиваленте это больше, чем суточная потребность в энергии всех европейских домохозяйств.
— В 2016-м мы увеличили экспорт в страны дальнего зарубежья до рекордного уровня 179,3 млрд кубометров. При этом доля российского газа в объемах газопотребления этих стран достигла исторического максимума — 33,1%, — пояснил спикер.
Кстати, в прошлом году зафиксированы максимальные уровни поставок в отдельные европейские страны. Так, установлен новый рекорд поставок на самый крупный европейский рынок «Газпрома» — рынок Германии. В эту страну поставлено 49,8 млрд кубометров, что на 10% больше объема предыдущего года.
— На европейском рынке мы продемонстрировали образец того, что такое надежный партнер и поставщик. Мы смогли увеличить поставки нашим потребителям в тот момент, когда в этом была острая необходимость, и сделали это в нужных объемах и по самым конкурентоспособным ценам, — отметил Алексей Миллер. — Рост спроса на наш газ продолжился и в 2017 году. За шесть месяцев объемы экспорта увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 12,4% или на 10,5 млрд кубометров. Таким образом, всего за полтора года объем поставок «Газпрома» на европейский рынок увеличился на 30,4 млрд куб. м газа. Это сопоставимо с мощностью «Турецкого потока» и больше половины мощности «Северного потока — 2». И этот рост — только за последние полтора года!
По мнению главы «Газпрома», Европе нужен импортный газ, поскольку спрос там растет, а добыча падает. Прогнозы о том, что СПГ потеснит газ, поступающий в Европу по трубе, не оправдались. В условиях реального рынка СПГ проигрывает.
Снижение его поставок на европейский рынок в 2016 году составило почти 2% или более 1 млрд кубометров. Неудивительно, что европейский бизнес готов участвовать в импорте магистрального газа из России в партнерстве с «Газпромом».
— В текущем году мы подписали с компаниями Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта «Северный поток — 2». Иностранные партнеры предоставляют финансирование в объеме 50% от его общей стоимости. Вклад каждой компании составит до 950 млн евро. Реализовав проект «Северный поток — 2», мы завершим формирование зарубежной части Северного газового коридора, который будет самым эффективным маршрутом доставки российского газа в дальнее зарубежье как с технической, так и с экономической точек зрения, — говорит господин Миллер. — Применяя новые технологии на магистралях Северного коридора, мы снижаем расход газа на собственные нужды от трех до шести раз в зависимости от рабочего давления трубопроводов. Расчетные затраты на доставку газа по Северному коридору через «Северный поток — 2» до двух раз ниже, чем по Центральному коридору через Украину.
На южном европейском направлении в 2016 году «Газпром» продвинулся еще дальше — строительство «Турецкого потока» идет полным ходом. Первая нитка газопровода предназначена для турецкого рынка, вторая — для газоснабжения других европейских стран. Мощность каждой нитки — 15,75 млрд кубометров газа в год.
— «Турецкий поток» создает условия для укрепления энергетической безопасности европейских стран, поскольку помогает устранить региональные дисбалансы газового рынка Европейского союза. А для «Газпрома» это — практическая реализация стратегии диверсификации экспортных маршрутов и повышения надежности поставок, — резюмировал Алексей Миллер.
|